Skill Level: Beginner
Skill Level: Beginner

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭиТС

________________ Н.А. Забелин

«__» ______ ____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Научный дискурс»

Разработчик Кафедра "Теоретическая электротехника и электромеханика"

Направление (специальность)

подготовки

13.04.02 Электроэнергетика и электротехника

Наименование ООП

13.04.02_09 Технология проектирования и производства

электромеханических преобразователей энергии

Квалификация (степень)

выпускника

магистр

Образовательный стандарт СУОС СПбПУ

Форма обучения Очная

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ОП

________________ С.Г. Зверев

«__» ______ ____ г.

Соответствует СУОС СПбПУ

Утверждена протоколом заседания

кафедры "ТЭЭ"

от «__» ______ ____ г. № __

РПД разработал:

Доцент, к.т.н., доц. Е.Ю. Кочеткова

2

1. Цели и планируемые результаты изучения дисциплины

Цели освоения дисциплины

Овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и

коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в сфере коммуникации;

формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень .

Результаты обучения выпускника

Код Результат обучения (компетенция) выпускника ООП

УК-1

Способен осуществлять поиск, критический анализ информации, применять системный

подход для решения поставленных задач

ИД-2

УК-1

Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи

УК-5

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в

социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1

УК-5

Умеет различать уровни познания, понимает, что собой представляет мировоззрение, как оно

формируется и по каким основаниям может быть типологизировано, способен ставить

философские вопросы и видеть возможные направления их решения.

ИД-2

УК-5

Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным

традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического

развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте

мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач

образования), включая мировые религии, философские и этические учения.

Планируемые результаты изучения дисциплины

знания:

• знает методы поиска вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе

доступных источников информации

• знает, что поведение людей зависит от профессионального, социального и культурного

происхождения людей и состояния общества

• знает как создавать структура коллектива, способного культурно и мирно решать

профессиональные задачи

умения:

3

• Умеет анализировать проблемную ситуацию, осуществлять поиск вариантов решения

проблемной ситуации и предлагает способы решения

• Умеет организовать и планировать работу научного коллектива

навыки:

• владеет навыками определения главных задач при поиске вариантов решений поставленной

проблемной ситуации

• владеет способами мотивации людей и взаимодействия с ними

• владеет навыками работы в коллективе при решении основных профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

В учебном плане дисциплина «Научный дискурс» относится к модулю «Общенаучный модуль».

Для изучения дисциплины требуются знания, полученные в бакалавриате или специалитете, и/или

успешная сдача вступительных экзаменов в магистратуру.

3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной

работы и формы текущего контроля и промежуточной аттестации

3.1. Виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость по

семестрам

Очная форма

Практические занятия 16

Самостоятельная работа 74

Часы на контроль 18

Общая трудоемкость освоения

дисциплины

108, ач

3, зет

3.2. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

4

Формы текущего контроля

и промежуточной

аттестации

Количество по

семестрам

Очная форма

Промежуточная аттестация

Зачеты с оценкой, шт. 1

4. Содержание и результаты обучения

4.1 Разделы дисциплины и виды учебной работы

раздела

Разделы дисциплины, мероприятия текущего контроля

Очная

форма

Пр,

ач

СР,

ач

1. Категории научного дискурса в их отношении к видам научной деятельности 4 18

2.

Научный стиль речи, его коммуникативные и речевые признаки и параметры

в их отношении к научному дискурсу

4 18

3.

Курсовые и дипломные работы как презентативные жанры. Категории

научного текста.

4 18

4. Представление результатов научного исследования 4 20

Итого по видам учебной работы: 16 74

Зачеты с оценкой, ач 18

Часы на контроль, ач 18

Общая трудоёмкость освоения: ач / зет 108 / 3

4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины

Раздел дисциплины Содержание

5

1. Категории научного

дискурса в их отношении к

видам научной деятельности

1. Основные виды научной деятельности: познавательная,

интерпретационная, дидактическая, прагматическая,

информационная, презентативная.

2. Коммуникативные сферы познавательной и интерпретационной

деятельности и академический научный дискурс.

3. Дидактичность как категория научного дискурса.

4. Коммуникативная сфера дидактической деятельности и

научно-образовательный дискурс.

2. Научный стиль речи, его

коммуникативные и речевые

признаки и параметры в их

отношении к научному

дискурсу

1. Научный стиль в системе других функциональных стилей русского

языка, его подстили и коммуникативные сферы.

2. Коммуникативные признаки научного стиля.

3. Безличность как свойство языка науки и этикетное требование

научного дискурса.

4. Понятие подготовленности научного текста.

3. Курсовые и дипломные

работы как презентативные

жанры. Категории научного

текста.

1. Оценка актуальности темы исследования.

2. Оценка источников исследования. Описание основных и

дополнительных источников.

3. Описание целей и задач исследования. Теоретическая и прикладная

составляющие цели. Взаимодействие цели и темы исследования.

4. Рабочая гипотеза, принципы ее формулирования.

5. Оценка методов исследования, его научной новизны и

практической значимости.

4. Представление результатов

научного исследования

1. Защитное слово как презентативный жанр. Составление и

исполнение защитного слова как особый вид научной и

коммуникативной деятельности.

2. Задачи защитного слова: представление основных категорий

научного труда (темы, идеи, задач, цели, композиционной логики,

методологии); краткое представление теоретической базы

исследования; демонстрация элементов практического анализа

материала; демонстрация наиболее значимых выводов и наблюдений;

демонстрация возможностей практического применения результатов

и материалов исследования; представление перспектив исследования.

3. Дискурсные особенности защитного слова.

5. Образовательные технологии

Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения

занятий.

6

6. Лабораторный практикум

Не предусмотрено

7. Практические занятия

раздела

Наименование практических занятий (семинаров)

Трудоемкость,

ач

Очная форма

1. Категории научного дискурса в их отношении к видам научной деятельности 4

2.

Научный стиль речи, его коммуникативные и речевые признаки и параметры в

их отношении к научному дискурсу

4

3.

Курсовые и дипломные работы как презентативные жанры. Категории научного

текста.

4

4. Представление результатов научного исследования 4

Итого часов 16

8. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов

Вид самостоятельной работы

Примерная

трудоемкость,

ач

Очная форма

Текущая СР

работа с лекционным материалом, с учебной литературой 6

опережающая самостоятельная работа (изучение нового материала до его изложения на

занятиях)

0

самостоятельное изучение разделов дисциплины 8

выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ 0

подготовка к лабораторным работам, к практическим и семинарским занятиям 10

подготовка к контрольным работам, коллоквиумам 20

Итого текущей СР: 44

7

Вид самостоятельной работы

Примерная

трудоемкость,

ач

Очная форма

Творческая проблемно-ориентированная СР

выполнение расчётно-графических работ 0

выполнение курсового проекта или курсовой работы 0

поиск, изучение и презентация информации по заданной проблеме, анализ научных

публикаций по заданной теме

20

работа над междисциплинарным проектом 0

исследовательская работа, участие в конференциях, семинарах, олимпиадах 0

анализ данных по заданной теме, выполнение расчётов, составление схем и моделей на

основе собранных данных

0

подготовка презентаций 10

Итого творческой СР: 30

Общая


Skill Level: Beginner
Skill Level: Beginner